Решил написать этот пост после того, как в чате “Про бизнес – чат” Димы Шахова в телеграме один из участников задал вопрос, а надо ли открывать свое агентство. Мы пообщались в переписке и на этой основе решил написать свое видение и опыт.
Почему фрилансеры уходят в бизнес и создают свое агентство по продвижению или веб-студию? Амбиции и удовлетворение свое эго, мечты о бОльших деньгах? Получается сильно не у всех.
Наливайте кофеек и давайте порассуждаем.
Написанное ниже: мой опыт и ошибки, а также опыт моих коллег. В моем случае, опыт, щедро оплаченный деньгами заработанными со своих сайтов и проектов.
Почему не надо вебмастеру открывать свое агентство?
Главный вопрос. Не на того учился.
Для того, чтобы хорошо зарабатывать вебмастером, сеошником, фрилансером понадобятся навыки работы с контентом, CMS, SEO и вот это вот всё. Для того, чтобы работать генеральным директором агентства вам эти навыки понадобятся?
Правильный ответ – нет. Нужно уметь руководить людьми и взаимодействовать с клиентами, отстраивать процессы и писать регламенты, планировать расходы и вести управленческий учет и т.д. Этого вебмастер – не знает. И знаний получить особо негде. Ты можешь быть ахуительно прекрасным сеошником, но хуёвым руководителем (я себя таким считаю 🙁 ).
Геморрой и работа с клиентами. Во фрилансеры уходят во многом по складу характера и типу психики – эдакие интроверты. Открыв студию вы будете завалены общением и клиентами и разруливанием проблемных ситуаций. И это создаст внутреннее напряжение, и заставит делать то чего вы не хотите. Постепенно стресс будет накапливаться и приведет к пиздецу.
Ответственность. На мою группу компаний работает больше 40 человек. Им каждый месяц нужно выплачивать зарплату. Да, еще и крайне желательно вовремя. Не всегда получается. Лично я перестаю спать, если случаются перебои в поступлениях от клиентов и выдача зарплаты задерживается.
Ответственность за результат перед клиентами. Когда твои сотрудники накосячат – извиняться тебе. Я еще пока не видел ни одного руководителя агентства выросшего из фрилансера, который смог отстроить конвейер (тут не о виде “агентского бизнеса”, а о системе в целом) без сбоев. Сотрудник никогда не будет работать с такой же самоотдачей, как владелец бизнеса. Да и знаний не у всех и всегда хватает. А владелец бизнеса склонен мечтать, что все сотрудники будут также будут выкладываться на работе как и он.
Построить стабильно работающий бизнес – это долго. Очень долго. По моим прикидкам, чтобы выйти на оборотку около 100к $ в месяц нужен срок от 7 до 10 лет.
Вам нужно будет ходить на работу в офис. В малом бизнесе слишком велика роль фигуры владельца. Вам постоянно придется быть в тонусе и мотивировать и стимулировать сотрудников.
Почему надо открывать свое агентство?
Тот, кто очень хочет – не спрашивает. И не будет читать этот пост. Просто начнет делать.
Но, я все равно напишу 🙂
- Относительно быстрые деньги. Клиент платит обычно вперед, и это обозначает меньшие риски чем вебмастеринг (нужно вкладывать свои деньги в разработку, контент, продвижение и ждать около года возврата инвестиций).
- Удовлетворение амбиций – “я хочу построить самую большую компанию”, “самую лучшую” и т.д.
- У вас уже есть клиенты, и вы их ведете параллельно работая над своими проектами. И сарафан нарастает, вы перестаете справляться.
Как лучше стартовать? Несколько моих советов
- Чем медленнее, тем лучше. Не нужно никуда торопиться.
- Начинайте описывать рутинные процессы, сразу же как только начинаете что-то делать. Вам нужно заранее продумывать процессы и взаимодействия команды, без постоянного вопроса к вам: “Как это сделать?”. Все должно быть задокументировано. На основе каждого вопроса сотрудника к руководству или владельца бизнеса должен быть создан документ в общем регламенте.
- Найм сотрудников начинайте с линейных сотрудников, но как только их становится больше 3х, нанимайте руководителя, который будет прослойкой между вами и сотрудниками. Первыми нанимайте программистов, копирайтеров и сразу после них – аккаунт-менеджера или проджект-менеджера для общения с клиентами. И обучайте его. Хороший аккаунт сильно разгрузит вас от общения с клиентами и нервотрёпки.
- Разработайте финансовый регламент будущей компании, как распределяются поступающие деньги по каждой услуге отдельно, например, (30% фзп, 30% административные расходы, 20% прибыль, 10% налоги, 10% реинвестиции). Схема очень и очень условна, но разработать ее надо. И регулярно пересматривать. Не забудьте сформировать фонды развития(2-3%) и резервов (0.5-1%).
- Продолжение предыдущего пункта про финансовое управление: никогда не финансируйте один проект из доходов с другого (перекладывание денег из кармана в карман) в надежде, что он вот-вот выстрелит. У каждого отдельного проекта должно быть свои доходы и расходы. К примеру, вы фрилансер-вебмастер с сеткой сайтов, и каким то доходами с них, после чего открыли вебстудию, и вам нужен погасить минус какого то месяца, или вложиться в мебель, или еще какую то хуйню. Ни в коем случае этого делать нельзя!
Не думаю, что мне удастся кого то отговорить, но я смог обозначить те проблемы, с которыми я столкнулся, или которые обсуждались с коллегами-конкурентами.
Рекомендую почитать:
Фейсбук: Дмитрия Шахова, меня 🙂 Группы: Управление маркетинговым агентством, Управление агентством…
Телеграм: Канал “Про бизнес”, и чат для него Димы Шахова. Также я завел свой канал, где буду публиковать заметки по вебмастерингу и бизнесу – подписывайтесь. Есть что сказать? Пишите в комментариях.
Ну и не плодить конкуренцию и сбивать цену на услуги)
Подписываюсь под каждым словом. Те же выводы сделал после того, как закрыл агентство (2 года работали, пять человек).
Я не закрываю. Борюсь 🙂
Блин, все так. Спасибо за пост)
Год назад разговаривал с одним владельцем студии и он такой “Никитос, не надо оно тебе, заебешься просто с этим всем”
Ну а че, я же самый умный, надо же залезть было, до фига предприниматель. Начал все это и просто офигел) но тоже борюсь блин сейчас) Зато было скучно, а сейчас нет)
Делегируй и делегируй. Так в книжках пишут :)))
неправильно отображает сайт в мозиле 56.0 (32-бит)
http://images.vfl.ru/ii/1508571082/5b582a6d/19081376.jpg
левый символ обрезается фото залил на фотосток
Прям негатив какой-то. Я как раз начал работать с вашей seocrm, думаю из фриланса в вебстудию перерастать. Но параллельно думаю- а может нафиг клиентов, нафиг сотрудников. Пойду доры клепать или сайты под Амазон.
Что вы имеете в виду, когда говорите, что не стоит идти из фриланса в бизнес? Может действительно стоит на свои проекты ориентироваться?
“Открыв студию вы будете завалены общением и клиентами и разруливанием проблемных ситуаций. И это создаст внутреннее напряжение, и заставит делать то чего вы не хотите.”
Вспоминаю с содроганием клиентское seo, особенно общение с клиентами. Правда до студии не доросли, а просто с напарником работали. На любителя.
Кстати, есть еще промежуточный вариант, вебмастер с той же сеткой сайтов и наемными копирайтерами, КМ и т.п. которые будут это все поддерживать. Тоже вариант развития. До определенного этапа все на удаленке.
Нет негатива, просто я описывал чего нужно опасаться и к чему нужно быть готовым.